ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ. ПОУЧЕНИЕ НА ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Преображение Господа Иисуса Христа состояло в том, что во вре­мя молитвы Его на Фаворской горе, как дополняет это сказание другой евангелист, лицо Его вдруг просияло, как солнце, и одежды Его сдела­лись белы, как снег. В это время явились ученикам древний пророк и законодатель еврейского народа Моисей и пророк Илия, взятый неког­да живым на небо на колеснице огненной и на конях огненных; явились они в славе, т.е. в небесном свете и беседовали с Господом о наступаю­щих страданиях и о крестной смерти Его в Иерусалиме, как дополняет это сказание евангелист Лука. Для чего Господь показал Апостолам небесную славу Свою, светлость Божества Своего — настолько, на­сколько они могли вместить? — Не больше. — Потому что иначе они не остались бы в живых. «Не может человек увидеть лица Моего, — говорил Бог в Ветхом Завете Моисею, — и остаться живым.»

Для того, чтобы и еще и еще, после безчисленных чудес, показать им очевиднейшим образом Божество Свое и Свое единосущие со Отцем, дабы они не поколебались в вере во время страданий Его и смерти, но разумели и понимали, что Он страдал и умирал добровольно, за гре­хи мира, и чтобы с дерзновением проповедали о Нем людям, что Он истинно единородный Сын Божий, вечный, Творец мира видимого и невидимого, или ангельского.

Для чего явились пророки, Моисей, живший ранее Иисуса Христа за полторы тысячи лет, и Илия — почти за тысячу лет? и для чего в славе? — Явились для засвидетельствования апостолам, что Иисус Хри­стос есть предсказанный издревле пророками, истинный Мессия, Спа­ситель мира, обладающий живыми и мертвыми, и для вразумления уче­ников в настоятельной нужде страданий и смерти Его для искупления мира. Явились в славе для того, чтобы уверить учеников, что их ожида­ет за подвиги на земле такая же, или еще большая слава, как учеников и друзей Христовых.

Пророки беседовали с Господом о страшных страданиях Господа за нас в Иерусалиме; а Петр, не ведавший, что говорить, хотел наслаж­даться блаженством на Фаворе в присутствии Господа: хорошо нам здесь быть, — говорит, — Господи, сделаем… три кущи, Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Нет, Петр апостол, не место и не время тебе тут бла­женствовать; а настроить тебе претерпеть тяжкие страдания и смерть поноснейшую. Разве ты не слышал, о чем говорили Моисей и Илия с Господом во время Преображения Его? Не о блаженстве, а о страдании и смерти, которые надлежало претерпеть Ему. Но сам Петр не знал, как сказано, от великой радости и счастья, что говорил. Надо было вра­зумить свыше его и прочих учеников, — и еще не кончил Петр своих слов, как с неба послышался глас: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17: 5.); т.е. не следуйте тому, что вам нравится, приятно, а слушайте Его, Сына Моего Воз­любленного. — А Он что говорил еще так недавно? — …если кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16: 24). — Вот в чем надобно слушаться Его.

И нам, братия и сестры, не должно искать на земле радостей и бла­женства; здесь не место и не время для блаженства, а место и время для слезного покаяния и скорбей очистительных. Блаженство будет там, на небе, во веки безконечные для всех истинно веровавших и подвизав­шихся здесь.

Ученики испугались гласа Божия, потому что были еще несовер­шенны и земны. Господь отъял от них страх прикосновением Своим и словом: не бойтесь. Открыв глаза, они увидели одного Господа и уже в обыкновенном виде. При схождении с горы Он не позволил им сказы­вать народу о этом видении дотоле, пока Он не воскреснет из мертвых. Почему? — Потому что Господу надлежало пострадать и умереть для спасения мира и нас с вами, братия, и Он не хотел, чтобы прежде стра­даний и окончания дела искупления прославляли Его Божественную славу, и чтобы нам дать пример смирения, чтобы и мы не искали у лю­дей славы, а — у Бога.

Итак, братия и сестры, не будем на земле искать себе радостей и блаженства, или суетной славы, а будем непрестанно изменяться к луч­шему, — покаянием глубоким и нелицемерным, твердым и непрестан­ным и усердным деланием добрых дел, — будем с терпением и уповани­ем переносить посылаемые скорби, напасти, страдания. — Если будем так жить, то настанет и для нас чудное преображение, когда Господь преобразит смиренное тело наше так, что оно будет сообразно славно­му телу Иисуса Христа, как говорит Писание. Это будет после всеоб­щего воскресения мертвых. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *