ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ЕПИСКОПА СЛУЦКОГО И СОЛИГОРСКОГО АНТОНИЯ ПАСТЫРЯМ, ДИАКОНАМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ СЛУЦКО-СОЛИГОРСКОЙ ЕПАРХИИ БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Возлюбленные о Господе пресвитеры и диаконы,

всечестные иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!

В сей нареченный и святый день (ирмос 8-й песни Пасхального канона) приветствую вас словами, близкими и дорогими сердцу каждого христианина:

Христос воскресе!

Воистину воскресе!

Воскресение Спасителя — величайший дар всему человечеству, дар, равных которому не было, нет и не будет. Святитель Николай Сербский восклицает: «О Воскресший Господи, как Ты Воскресением Своим для всех стал всем! О пребогатый Царю, как Ты одним Своим даром наполнил все пустые руки, воздетые к небу! <…> Кто не возрадуется победе Господа Иисуса Христа? Се, Он победил не ради Себя, но ради нас. Его победа не сделала Его ни более великим, ни более живым, ни более богатым; но сделала таковыми нас. <…> Земные победители вырывают победу; Христос — единственный, Кто победу отдает. Ни один земной победитель, царь или воевода, не желает, чтобы его победу отделяли от него и приписывали другому; только Воскресший Господь обеими руками протягивает Свою победу каждому из нас и не гневается, но радуется, когда Его победа делает нас победителями, то есть более великими, живыми и богатыми, чем мы являемся».

Господь наш Иисус Христос Своей Крестной смертью и всехвальным тридневным Воскресением поистине одержал победу над силами зла, сокрушив смерть и упразднив ад. Но этой победе предшествовала тяжелейшая духовная борьба — борьба в одиночестве, в кромешной мгле и в кровавом поту. Мы мало знаем об этой духовной брани, происходившей в сердце Спасителя, но нам доподлинно известен ее итог, отраженный в словах, сказанных Господом в Гефсиманском саду: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22:42).

«Не Моя воля, но Твоя…» Послушание воле Бога Отца — вот что сопровождало Сына Божия вплоть до последних секунд Его земной жизни и стало залогом победы Христа над смертью. Рана, нанесенная мирозданию непослушанием Адама, была исцелена послушанием Христа.

Каждый христианин призван воспитать в себе послушание воле Божией. Но в чём заключается воля Отца Небесного о нас? Пути Господни неисповедимы, и ответ на этот вопрос может быть явлен нам из разных источников и в разных обстоятельствах. Но одно не подлежит сомнениям и не предполагает исключений: воля Божия о нас, Его детях, состоит в том, чтобы мы творили добро. Изыдут творившие добро в воскресение жизни (Ин. 5:29), — возвещает Спаситель и добавляет, что таков закон, лежащий в основе суда Божия: Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца(Ин. 5:30).

Преподобный Паисий Святогорец, беседуя со своими духовными чадами, приоткрыл для нас всех завесу над тайнами суда Господня и жизни вечной. По слову великого старца ХХ века, «основание духовной жизни — любовь и сми­рение. Где есть любовь, там обитает Христос — Любовь, и где есть смирение, оно словно силой удерживает в че­ловеке благодать Божию. Тогда повсюду царствует Бог и земля превращается в рай. А где любви и смирения нет, там обитает <…> враг, и люди вместе с ним уже здесь живут словно в аду, и день ото дня ухудшают свою участь в другой жизни». И далее святой подвижник с удивительным дерзновением говорит: «Самый легкий путь к спасению — это любовь и сми­рение. Если у нас их не будет, то мы будем судимы. Эти две добродетели преклоняют Бога на милость и возводят Его создания на Небеса. По этим отличительным при­знакам — по смирению и любви — святые Ангелы опреде­ляют чад Божиих, с любовью берут их и без страха про­водят через воздушные мытарства и возводят к нежно любящему Отцу, Богу».

Действительно, там, где нет любви и смирения, а есть безразличие, эгоизм и гордыня, — там воцаряются ад и смерть. Но от одного лишь вида любви и смирения смерть отступает и стены адовы обращаются в прах, ибо в любви и смирении обитает Сам Господь! Вооружившись любовью и смирением, мы обретаем силу и власть сделать так, чтобы в жизни наших ближних стало меньше ада. В этом суть Богозаповеданной миссии, понести которую и должен, и может каждый из нас.

Ни в коем случае нельзя приходить в отчаяние и предаваться бездействию от того, что мы находим в своих сердцах мало любви. Преподобный Паисий так ободрял своих чад: «Посей тот небольшой остаток любви, что у тебя есть. Пусть она даст ростки, вырастет, принесет плод любви, который ты и соберешь. Потом ты посеешь уже больше любви и еще больше соберешь, <…> так что тебе уже некуда будет ее складывать, ведь чем больше любви сеешь, тем больше она растет. <…> Чтобы любовь возрастала, нужно ее отдавать. <…> В зависимости от того, сколько любви ты отдашь, столько и получишь».

Пусть нам говорят, что мы мало можем, — не будем вслушиваться в эти голоса. Будем делать всё от нас зависящее, а Господь прикровенным образом совершит остальное и преобразит наши малые добрые дела в великие деяния любви. Нужно только верить и действовать, полагаясь на волю Божию. Ведь тому, кто пребывает в послушании Небесному Отцу, не страшно взойти на крест: боль его обернется торжеством, печаль — ликованием, смерть — бессмертием и светозарной вечностью. «Для нас, умирающих во Христе, смерть является уже не мрачною бездной, а рождением в новую жизнь и возвращением в отечество свое. Гроб для нас уже не вечная тьма, а лишь врата, у которых ожидают нас светлые ангелы Божии. Для всех исполненных любви к прекрасному и человеколюбивому Господу гроб стал просто последнею преградой, преступив кою они окажутся в присутствии Божием, — и преградой тонкою как паутина. Потому славный апостол Павел восклицает: для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение (Флп. 1:21). <…> Различие между смертью до Воскресения Христова и смертью после оного подобно различию между страшным пожаром и пламенем свечи. Такою коренною была победа Христова, и так поглощена смерть победою (1 Кор. 15:54) Его», — говорит святитель Николай Сербский. Кто Христов — тот дитя воскресения (см. Лк. 20:36), и это обетование Господне непреложно для всех.

Дорогие братья и сестры! В эти радостные пасхальные дни мы слышим в храмах древнюю песнь, напоминающую нам о повелении Ангела женам-мироносицам: Видите гробныя пелены; тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий(ипакои Пасхального канона). Эти слова обращены к нам. Ведь кто, если не мы, возвестит миру о Воскресении Спасителя? Поспешим на проповедь о самом главном событии в истории человечества — и пусть не только наши слова, но и добрые дела докажут, что там, где Церковь, «жительствует жизнь», как сказал некогда святитель Иоанн Златоуст.

Каждому из вас, дорогие мои, желаю Пасхальной радости! Пусть она переполняет ваши сердца и объемлет целый мир, венчая небо и землю пред лицом Бога, навеки возлюбившего Свое творение и заповедавшего нам любить друг друга.

Христос воскресе!

Воистину воскресе Христос!

С благословением и любовью о Христе Воскресшем

+ Антоний,

епископ Слуцкий и Солигорский

Пасха Христова 2019 года

Слуцк — Солигорск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *